Рекомендуется укладывать спать как можно раньше. За два часа до сна исключить активные игры с друзьями, ведь любая игра, любое общение возбуждает, а этих-то тем более возбуждает до переутомления. Прекрасно было бы каждый вечер гулять, лучше в парке, подальше от шума. Перед сном почитать книжку или просто посмотреть картинки.
Сюжет вечерней сказки должен быть поспокойнее, голос родителя тоже тихий и спокойный.
- В изголовье кровати поместить марлевый мешочек со смесью сухого корня валерианы, листьями перечной мяты и шишечками обыкновенного хмеля. Для обыкновенного ребенка это может быть слабый аромат, а для нашего ребенка, с его характерной остротой восприятия запахов - сильнейший успокаивающий эффект.
- Перед сном на 15 минут для ног устроить ванночку с морской водой (6 столовых ложек на 3 литра воды). Температура в течение всей процедуры должна быть около 42 градусов.
- Один раз в квартал в течение 1,5-2 месяцев провести курс лечения настоем трав: корни и корневища валерианы лекарственной - 1 столовая ложка; листья водяного трилистника - 1 столовая ложка; листья перечной мяты - 1 столовая ложка; трава пустырника - 2 столовые ложки; шишки обыкновенного хмеля - 1 столовая ложка.
Все хорошенько перемешать. 1 столовую ложку смеси в эмалированной посуде залить крутым кипятком (1 стакан), 15 минут подогреть на водяной бане, чтобы эстрагировались из растений лекарственные начала, 1 час остужать, хранить не более 2 дней. И за 40 минут до сна выпить детям до 2 лет - 1 десертную ложку, а более старшим -1 столовую ложку.
Что еще следует знать родителям, когда в семье растет гиперактивный ребенок?
- Медикаментозное лечение назначается только врачом при тщательном обследовании и очень эффективно лишь для нормализации двигательной активности. В трудностях эмоционального порядка медикаменты менее эффективны. Ведь отношения со сверстками остаются прежними и с этим предстоит долгая работа.
- Отставить все наказания, насмешки, упреки по поводу его поведения. Надо до конца понять - это органическое отклонение. Это все равно что наказывать хромого человека за то, что он медленно бегает. Но любой ребенок должен знать определенные границы, и безусловно, надо согласовывать свои воспитательные меры с физическими и психологическими особенностями ребенка. Например, наказывать гиперактивного - посиди спокойно на стуле - нельзя. Выполнить он это не в силах.
- Требования предъявлять посильные, но прощать все только потому, что у него есть проблемы, нельзя. И этим детям необходимо чувство безопасности. Научиться распознавать сигналы, предупреждающие о возможном срыве. И чтобы предупредить этот срыв, следует отвлечь ребенка, переместить, что называется, с потенциального поля битвы, в более безопасное место и спокойно обсудить конфликтную ситуацию.
- Зная о повышенной возбудимости вашего ребенка, постараться, чтобы в игре принимали участие не более 2-3 человек. Лучше, чтобы дети играли в вашем доме, так как можно лучше контролировать ситуацию.
- Установить четкий режим и распорядок дня. Проявлять гибкость, но стараться выполнять это расписание, несмотря на попытки ребенка нарушить его. Постепенно вы приучите ребенка к размеренному упорядочению жизни.
- Выделить комнату или уголок, где он будет спать и заниматься. При оформлении комнаты избегать ярких красок и орнаментов. Простота, неяркость цвета, минимум беспорядка. Письменный стол поставить у пустой, ничем не украшенной стены. То есть создать условия для лучшей концентрации внимания, ведь ребенок сам не умеет пока «отслеживать» ненужные, отвлекающие раздражители.
Маленькому ребенку с этой же целью не следует давать много игрушек, лучше одну. Когда рисует - 2-3 карандаша, потом другие и так далее. Готовит уроки - убрать со стола все лишнее, выключить радио, телевизор.
- Дайте ему какое-то постоянное поручение, естественно, посильное и обязательно следите за его выполнением, поощряя и признавая его старания, даже если получается неважно. Критикуя, можем отбить охоту полностью.
- Давая ему новые и более трудные задания, следует сопровождать их спокойными, ясными и короткими разъяснениями. Показывать несколько раз, пока не запомнит. Тренировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и память, которая у гиперактивных детей развита слабее. Повторять терпеливо по несколько раз.
- Не пугайтесь гнева, который может вдруг появится у вас в общении с ребенком. Гнев - это нормальное явление и его можно контролировать. Если вы сердитесь - это вовсе не означает, что вы не любите своего ребенка. И стараясь сохранить спокойствие, следует заранее подготовиться к возможному скандалу. Стараться реагировать и откликаться на любые, самые незначительные сдвиги в поведении ребенка, то есть подхваливать за путь от большего неуспеха к меньшему, пока еще неуспеху. И уж если приходится за что-то сердится, так за поступок, а не переходить на личность ребенка.
Помочь в домашних заданиях. Нельзя допустить, чтобы он раз за разом переживал поражение и унижение. Все налаживается по мере созревания нервной системы, а пока не делать трагедии из-за пропущенных букв и плохо написанной работы.
|