Право пациента на своевременную медицинскую помощь
В любом цивилизованном государстве основной из задач является охрана здоровья граждан, а в качестве одной из характеристик такой охраны можно, безусловно, выделить своевременность медицинской помощи. Настоящая статья посвящена праву пациента на своевременную медицинскую помощь, а также она раскрывает цели проведения экспертизы качества медицинской помощи (в том числе по такому ее критерию как своевременность). Понятие своевременной медицинской помощиПонятие «своевременная медицинская помощь» в действующих нормативных правовых актах не закреплено, однако, исходя из толкования слова «своевременный», приведенного в Толковом словаре С.И. Ожегова, можно вывести следующее понятие термина «своевременная медицинская помощь»: Своевременная медицинская помощь – медицинская помощь, осуществляемая (осуществленная) в свое время, в нужный момент, кстати. Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Тельнова Е.А. в своей статье «Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения» 1 приводит такое определение своевременности медицинской помощи – это оказание помощи тогда, когда в этом возникла необходимость, без промедления в начале лечения, с уменьшением времени ожидания: приема врача, приезда «скорой помощи», проведения теста, получения его результатов и т.д. Право пациента на своевременную медицинскую помощьПраво пациента на своевременную медицинскую помощь как отдельное (самостоятельное) право пациента в нормативных правовых актах, регулирующих охрану здоровья граждан (в частности, в Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), не выделено. Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Закона № 323-ФЗ своевременность медицинской помощи является одной из характеристик качества этой самой медицинской помощи. Приведем определение качества медицинской помощи, закрепленное в Законе № 323-ФЗ, полностью: Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Таким образом, своевременность медицинской помощи в качестве характеристики качества медицинской помощи выделено законодателем наряду с двумя другими критериями и даже более того упомянуто первым среди них. Экспертиза качества медицинской помощиВ соответствии со статьей 64 Закона № 323-ФЗ в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата назначается и проводится экспертиза качества медицинской помощи. Укажем, что с 2015 года будут сформированы и начнут действовать критерии оценки качества медицинской помощи, которые позволят проводить экспертизу качества медицинской помощи более детально и точно. Отметим также, что в Российской Федерации осуществляется государственный, ведомственный и внутренний контроль качества медицинской помощи, основной целью которых является выявление и устранение проблем системы здравоохранения в целом и в частности. Право потребителя на соблюдение сроков оказания медицинских услугВ соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», регулирующего правоотношения в области оказания потребителям услуг, в том числе медицинских услуг, исполнитель (в данном случае медицинская организация) обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг. В области платных медицинских услуг такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Исполнительные органы власти субъектов РФ на региональном уровне также могут устанавливать правила оказания медицинских услуг (например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 02.10.2013 № 944 «Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы»). Однако, в выше означенных нормативных документах нет четкого понимания, какие должны быть сроки оказания медицинских услуг. Речь идет лишь о необходимости внесения соответствующих сроков в договор на оказание медицинских услуг и о необходимости их соблюдения исполнителем. Средние сроки леченияПопытка закрепить конкретные сроки оказания тех или иных медицинских услуг стала, тем не менее, в последнее время прослеживаться в ряде нормативных документов. Средние сроки лечения стали вводиться стандартами медицинской помощи, начиная с 2012 года, однако утвержденных стандартов на сегодняшний день не достаточно, чтобы говорить о том, что данный вопрос урегулирован. В некоторых регионах, в том числе в г. Москве, стали вносить изменения в территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи в части установления конкретных сроков оказания медицинской помощи узкими специалистами (сроков ожидания). Несоблюдение сроков оказания медицинских услугОбязанность медицинской организации оказывать медицинские услуги в конкретный срок корреспондирует с правом пациента (потребителя медицинской услуги) требовать ее исполнения в срок. В случае нарушения исполнителем сроков оказания медицинских услуг он несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, установленную, в частности, статьей 28 Закона о защите прав потребителей. Своевременность оказания медицинской помощи должна, безусловно, оцениваться на каждом из этапов ее оказания: сбор жалоб и анамнеза, диагностика, лечение, профилактика, пр. Критерий своевременности только тогда может быть оценен, когда он подвергнут полному и всестороннему анализу. Оцениваться должны в том числе и наступившие последствия в результате нарушения медицинской организацией права пациента на своевременность медицинской помощи. |