Право пациента на качественную медицинскую помощь
Любой пациент, получающий медицинскую помощь, имеет целый ряд прав при ее оказании. К таким правам относятся, прежде всего, права, прямо перечислены в главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан): право на охрану здоровья, право на отказ от медицинского вмешательства, право на выбор врача и медицинской организации и другие права. Но одним из базовых прав пациента, безусловно, является его право на получение качественной медицинской помощи. Этому праву пациента и посвящена настоящая статья. Нормативно-правовая базаПраво пациента на получение качественной медицинской помощи вытекает из целого ряда нормативных правовых актов, регулирующих предоставление медицинскими организациями медицинских услуг. Прежде всего, это Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме того, данное право пациента вытекает из положений Закона об основах охраны здоровья граждан и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». Понятие качества медицинской помощиПрежде чем раскрывать понятие качества медицинской помощи, рассмотрим понятие медицинской помощи вообще. В статье 2 Закона об основах охраны здоровья граждан приводится следующее определение медицинской помощи: медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Что касается понятия качества медицинской помощи, то оно также закреплено в Законе об основах охраны здоровья, согласно статье 2 которого качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих:
Отметим, что многие специалисты считают приведенное выше понятие качества медицинской помощи не вполне верным, недоработанным. Ими отмечается, в частности, что оно не содержит такого важного критерия как исполнение избранного метода лечения, которое и нужно рассматривать в качестве основного критерия при оценке вопроса о качественном оказании медицинской помощи. Исходя из вышесказанного, чисто формально медицинским организациям порой удается доказать, в том числе и в суде, что медицинские услуги были оказаны качественно, несмотря на то, что само лечение было проведено с различного рода ошибками. Запланированный результат леченияХочется еще сказать пару слов о таком критерии качества медицинской помощи как «степень достижения запланированного результата». Достижение или не достижение запланированного результата не может являться объективным критерием для оценки качества оказанных медицинских услуг, так как результат вообще не является квалифицирующим признаком в сфере оказания услуг (в отличие от сферы выполнения работ). Для оказания услуг квалифицирующим признаком для их оценки служат действия, направленные на достижение цели лечения, которую в силу множества причин гарантировать не представляется возможным. По этому поводу интересное разъяснение можно найти в обзоре Красноярского краевого суда от 24.04.2006 «Обзор практики рассмотрения судами Красноярского края споров, связанных с ненадлежащим оказанием медицинских услуг» указано следующее: «В отличие от договора подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ) на исполнителя услуги по общему правилу не возлагается обязанность по передаче заказчику какого-либо результата. Не достижение при лечении пациента положительного эффекта (например, излечения заболевания, снижения обострения хронической патологии) не может само по себе рассматриваться как признак некачественной медицинской услуги. Невозможность гарантировать благоприятный исход лечения объясняется спецификой медицинской деятельности и объекта ее воздействия: не изученностью многих заболеваний, схожестью симптомов различных заболеваний, индивидуальной реакцией организма пациента на лечение и пр.». Экспертиза качества медицинской помощиВ целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата назначается и проводится экспертиза качества медицинской помощи. На сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи существует только как один из видов контроля качества медицинской помощи в рамках оказания медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Контроль качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230. Правила проведения экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, должны быть определены соответствующим положением Минздрава России, которое на данный момент не принято (п. 4 ст. 64 Закона об основах охраны здоровья). Кроме того, в Российской Федерации осуществляется государственный, ведомственный и внутренний контроль качества медицинской помощи, основной целью которых является выявление и устранение проблем системы здравоохранения в целом и в частности. В заключение отметим, что оказание пациенту некачественной медицинской помощи может выступать как один из критериев недостатков оказанных медицинских услуг, как критерий противоправности действий со стороны медицинской организации, повлекших причинение вреда здоровью пациента, которое подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. |